Что такое SaaS?

Опубликовано: Май 23, 2014 в 1:30 пп

В последние годы на рынке информационных технологий активно развивается бизнес-модель SaaS. Не стоит пугаться незнакомой аббревиатуры — за ней скрывается достаточно простое понятие.

SaaS (software as a service) дословно означает «программное обеспечение как услуга». Фактически это приложения для бизнеса, доступ к которым заказчик получает через интернет. При этом он не приобретает ПО как таковое, а лишь вносит абонентскую плату за право пользования. В чем-то эту схему можно сравнить с арендой — с той лишь разницей, что в рамках модели SaaS все физические серверы и компоненты программы остаются на территории вендора (то есть поставщика).

power-sass-multi-deviceДля чего это нужно? Дело в том, что традиционная схема покупки программного обеспечения имеет существенные недостатки. Во-первых, из оборота компании приходится изымать значительные финансовые ресурсы. Во-вторых, заказчик чаще всего использует только часть функционала, а платить приходится сразу за весь пакет. Предприниматели привыкли относиться к этому как к неизбежному злу: без современного софта в полной мере оптимизировать работу компании все равно не удастся. SaaS можно рассматривать как альтернативу классическому варианту установки программного обеспечения, со своими достоинствами и недостатками.

Описание модели

ПО как услуга относится к облачным технологиям для бизнеса и имеет модификации — модели PaaS (платформа как услуга) и IaaS (инфраструктура как услуга). Особенность всех трех концепций состоит в том, что большая группа пользователей получает доступ к единому ядру сервиса в реальном времени посредством сети интернет. Часто облачные технологии сравнивают с коммунальным хозяйством, когда общая инфраструктура обслуживает множество клиентов, взимая с них оплату по мере потребления услуг.

SaaS — наиболее простая с точки зрения пользователя облачная модель. IaaS предполагает только доступ к виртуальному серверу, PaaS — доступ к серверу и базовому программному обеспечению (операционные системы, управление базами данных). SaaS в отличии от них подразумевает использование прикладного ПО, то есть программ, предназначенных под конкретные нужды пользователя. Все техническое управление приложением при этом осуществляется без какого-либо участия клиента. Иными словами, заказчик не знает, как именно решается его задача, а видит только интерфейс приложения и конечный результат, что позволяет в какой-то степени отнести SaaS к разновидности ИТ-аутсорсинга.

Само по себе понимание термина SaaS разнится даже в кругах экспертов-практиков. В широком смысле к SaaS-технологиям можно отнести даже популярные веб-приложения вроде Skype или почтовых сервисов от Яндекса и Google. И все же в классическом понимании SaaS представляет собой бизнес-ориентированную модель. Еще один спорный момент — является ли обязательной характеристикой этой концепции наличие абонентской платы. Мы будем исходить из более узкого определения SaaS как приложения для бизнеса, предоставляемого по подписке.

Концепция SaaS имеет немалое число плюсов

Software-as-a-Service-SaaS

  • Экономия. Заказчик значительно сокращает первоначальные траты на приобретение ПО, а также последующее продление лицензионного соглашения и техническое обслуживание программы. Со временем абонентские платежи в совокупности превысят стоимость покупки ПО, но на начальном этапе средства остаются в обороте компании.
  • Мобильность. Для доступа к программе не требуется физического присутствия за компьютером, на котором установлено ПО. Работа может вестись из любой точки мира. Большинство SaaS-приложений доступны в том числе и с телефона . Для доступа к программе требуется только выход в интернет.
  • Эксплуатация. Все работы по поддержанию сервиса берет на себя провайдер. Его силами и финансовыми средствами проводится модернизация ПО, устранение неполадок и прочие работы.
  • Мультиплатформенность. SaaS — приложения работают в том числе и с бесплатными операционными системами на ядре Linux.
  • Скорость установки. Сервис можно развернуть значительно быстрее, не дожидаясь доставки необходимого оборудования и внедрения программы на предприятии.
  • Гибкость. Возможность оперативно менять функциональность в зависимости от текущих задач. Оплата осуществляется только за те действия, которые необходимы заказчику в данный момент времени. В случае временной ненадобности подписку обычно можно приостановить на несколько месяцев. Неслучайно другой вариант названия SaaS — software on demand — программное обеспечение по требованию.
  • Масштабируемость. Заказчик может без проблем увеличивать или уменьшать число абонентов ПО в зависимости от изменения структуры компании (с каждым новым абонентом увеличивается размер оплаты).

Из имеющихся недостатков отметим следующие:

  • Безопасность. Наиболее острые обсуждения вызывает вопрос безопасности данных. Однако с ростом доверия к SaaS-провайдерам в целом многие предприниматели встали на сторону мнения, что данные на локальных серверах защищены не лучше, а то и хуже, поскольку большинство утечек, как показывает практика, происходит по вине самих сотрудников предприятия.
  • Зависимость от качества интернет-соединения. Постепенно с распространением широкополосного интернета эта проблема уходит в прошлое, но на текущем этапе она все еще актуальна. Цепочка соединения между заказчиком и виртуальным облаком слишком длинная, чтобы полностью исключить вероятность сбоев в работе.
  • Зависимость от провайдера. Если производитель ПО прекращает разработку продукта, это неприятно, но не смертельно. На старой программе можно работать еще достаточно долго. Если же прекратит свою деятельность SaaS-провайдер, то для предприятия это может стать ощутимым ударом, нарушающим весь бизнес-процесс. Поэтому подходить к выбору провайдера нужно крайне осмотрительно.
  • Ограничения возможности настройки. Функционал приложения в силу специфики SaaS весьма сложно подстроить под нужды конкретного заказчика. Сервис, обслуживающий десятки, а то и сотни компаний, изначально не предполагает большой свободы действий для каждого клиента.
  • Дополнительные затраты на обучение персонала. Часто возникает ситуация, когда действующий из лучших побуждений вендор оптимизирует свой продукт, но нарывается на возмущение клиентов, не желающих привыкать к новому интерфейсу. А хранить одновременно несколько вариантов интерфейса для провайдера нецелесообразно.

Популярные продукты SaaS

Google-Apps-for-Business-banner

Salesforce.com. Крупнейший в мире специализированный SaaS-провайдер. Предоставляет доступ к собственной CRM-системе (система управления взаимоотношения с клиентами). В последние годы активно развивает партнерскую сеть в России. Еще один важный продукт Salesforce — Force.com. Это PaaS-платформа для разработки веб-приложений (фактически SaaS для самих SaaS-провайдеров).

Google Apps. Набор приложений для бизнеса от компании Google. Включает в себя почтовый сервис с расширенными возможностями и другой полезный функционал для оптимизации бизнес-процессов. Долгое время именно Google Apps был локомотивом продвижения SaaS-концепции на мировом рынке. В настоящий момент годовая подписка на сервис для одного доменного имени стоит $50. Такая демократичная цена в сочетании с качеством предоставляемых служб делает Google Apps одним из самых популярных SaaS-продуктов.

Microsoft Office 365. Сервис другого ИТ-гиганта. Строго говоря, относится не совсем к SaaS, а к отдельной категории S+S (софт плюс услуга). Сочетает локальную установку ПО с облачными технологиями. Office 365 имеет множество версий и тарифов, адаптированных под разные типы бизнеса. Основное назначение сервиса — предоставление функционала для коммуникации и ведения документооборота внутри компании.

Amazon Web Services. Это также скорее PaaS, чем SaaS, но в общем случае этот продукт можно отнести к SaaS-технологиям. В структуру приложения входит несколько сервисов для хранения данных, облачных вычислений и работы с виртуальными серверами. Инфраструктура Amazon Web Services зарекомендовала себя как одно из самых практичных решений в сфере SaaS.

NetSuite. Еще один пионер SaaS-движения наряду с Salesforce.com. Помимо CRM предлагает несколько служб для управления бизнесом, в том числе ERP-системы (управление ресурсами предприятия). На отечественном рынке компания также представлена.

SaaS в России

Отечественный корпоративный сегмент принимает концепцию SaaS медленнее, чем западный. Пока российские вендоры не столько конкурируют между собой, сколько пытаются отвоевать долю рынка у традиционных разработчиков ПО. Тем не менее, интересные продукты регулярно появляются и в нашей стране. Отметим некоторые из них.

SugarCRM. Классический SaaS-продукт, представляющий собой CRM-систему с доступом через веб-браузер. Сервис не отечественный, но продвигается группой компаний «АйТи» (одним из лидеров рынка информационных технологий в России), заключившей соглашение с американским разработчиком приложения об эксклюзивном представительстве в нашей стране.

Мегаплан. Приложение, ориентированное на компании малого и среднего бизнеса с числом сотрудников до нескольких сотен человек. В интерфейс приложения входит набор функций для управления кадрами, хранения данных и ведения истории клиентов.

Мое дело. Сервис, позиционирующий себя как онлайн-бухгалтерию для малого бизнеса. Предлагает набор инструментов для ведения документооборота, бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Имеет вариации для компаний различных форм собственности (ИП и ООО).

Мой склад. SaaS-приложение, предназначенное в первую очередь для ведения складского учета предприятий малого и среднего бизнеса. Разработана компанией LogneX. В функционал приложения входят инструменты для автоматизации управления продажами-закупками и обработки заказов.

Эльба. Еще одна электронная бухгалтерия. По сравнению с Моим делом представляет собой более экономичный вариант бухгалтерского аутсорсинга с несколько меньшим функционалом. При этом не требует от клиента практически никаких знаний в области бухучета.

24com. CRM-программа для автоматизации работы отделов продаж. Включает ведение клиентской базы, управленческий контроль, организацию рассылок, инструменты для маркетингового анализа и т.д. Сервис приспособлен под реалии российского рынка и доступен по достаточно низкой цене.

БОСС-Кадровик. Продукт компании «Босс. Кадровые системы», входящей в ГК «АйТи». Популярный сервис для управления персоналом в крупных и средних компаниях. Также имеет бесплатную версию для малого бизнеса.

Кларис. Система интернет-управления бизнесом, включающая в себя CRM-программу, систему автоматизации документооборота и другие полезные функции.

Cloud Budget. Интересный российский SaaS-стартап, сделанный на уже упоминавшейся платформе Force.com. Предоставляет приложения для эффективного планирования доходов и расходов малыми и средними предприятиями.

Это далеко не полный список российских SaaS-продуктов. Каждый год отрасль предлагает все новые и новые перспективные решения, что позволяет говорить о высоком потенциале бизнес-модели на отечественном рынке. Пока далеко не все предприниматели знают о самом существовании такой технологии, еще меньший процент решается ее использовать. Но уже завтра концепция SaaS имеет все шансы составить серьезную конкуренцию обычному лицензионному ПО. А значит, заслуживает того, чтобы к ней как минимум присматривались уже сегодня.

Скрыть
Перезвоним Вам в течении 30 минут!

...ну в рабочее время разумеется =)