Онлайн оплата

Онлайн оплата

У вас есть сайт с каталогом товаров или даже интернет-магазин? Могут ли ваши клиенты оплатить товар или услугу прямо на сайте, не выходя из дома? Если нет, то затягивать с внедрением этой опции не стоит.

За 10 лет (с 2008 по 2018 годы) доля безналичного оборота в рознице выросла в 10 раз. То есть, люди имеют возможность совершать онлайн-платежи и делают это, все чаще предпочитая именно такой способ оплаты.

В то же время, наиболее многочисленная платежеспособная аудитория ищет товары и услуги в сети. Чем удобнее потенциальному клиенту совершить покупку, чем меньше ему приходится для этого затрачивать усилий, тем больше шансов на то, что он потратит свои деньги. Так сделайте свой сайт удобным для клиента!

7681Как увеличить удобство и сократить время на оплату покупки клиенту? Использовать на коммерческих сайтах возможность онлайн-оплаты – подключить оплату картой на сайте. В нынешних условиях это не является экзотикой. Упускать возможность получения денег только потому, что у Вас на сайте нет возможности оплатить услугу или товар картой в нынешних обстоятельствах, попросту неразумно.

В рамках данной статьи мы обсудим исключительно методы оплаты в рамках ныне существующего законодательства РФ. Для упрощения материала остановимся на организации оплаты на сайте с помощью банковских карт.

 

Как происходит оплата картой в интернет-магазине

Система оплаты банковскими картами, используемая на сайтах, вполне доступна для понимания. Интернет-эквайринг работает следующим образом:

  1. Покупатель выбирает товары или услуги в интернет-магазине и переходит к оплате, в качестве платежного средства выбрав банковскую карту.
  2. Запрос авторизации отправляется с веб-сайта в организацию-эквайер.
  3. Эквайер направляет запрос в платежную систему для авторизации. Платежная система отправляет запрос в банк-эмитент, выпустивший карту, использованную при оплате. Происходит проверка подлинности карты с помощью 3D-Secure технологии.
  4. Банк-эмитент разрешает транзакцию и отправляет отчет через платежную систему.
  5. Платежная система отправляет отчет в организацию-эквайер.
  6. Эквайер производит списание средств с карты и отправляет отчет в интернет-магазин.
  7. Онлайн-касса получает запрос на печать чека.
  8. Происходит генерация электронного чека.
  9. Чек отсылается Оператору Фискальных данных, который передает его в Налоговую Инспекцию.
  10. Чек отсылается Покупателю по электронной почте или с помощью SMS.

Для большей наглядности эту систему можно отобразить графически следующим образом:

KPRO_Online_Payments_Infographics_01

Схема работы интернет-эквайринга.

 

После выполнения вышеописанных действий можно отгружать товар и оказывать услугу.

Обратите внимание (это хорошо видно на схеме), что помимо непосредственно процесса платежа (снятия денег с карты клиента и перевода их на счет магазина), предпринимателю при внедрении онлайн-оплаты на сайт приходится организовывать еще и передачу информации в Налоговую Инспекцию и доставку электронного чека покупателю.

Для автоматического осуществления этого набора действий существует большое количество разнообразных сервисов и программного обеспечения. Сложность для владельца интернет-магазина, впервые внедряющего онлайн-оплату, состоит в том, что единого сервиса, где можно получить целиком готовое решение, нет. По крайней мере, пока, на момент написания статьи, нет. В дополнение к этому, сервисы могут оказаться несовместимыми между собой и CMS, используемой на сайте.

Прибавьте к этому то, что уже имеющийся кассовый аппарат (ККМ) может серьезно осложнить процесс интеграции с системой онлайн-оплаты на сайте, если Вам придет мысль его использовать. Касса покупается большинством предпринимателей задолго до возникновения потребности онлайн-оплаты на сайте и совершается такая покупка по принципу «чем дешевле, тем лучше, лишь бы Налоговая не придиралась». Потому начало приема платежей с сайта может оказаться сопряженным еще и с расходами на смену ККМ или на приобретение/аренду дополнительной кассы. Многие, находящиеся в данный момент в использовании, модели ККМ (кассовых аппаратов) оказываются несовместимыми с наиболее  интересными и простыми решениями.


Попробуем разобраться в этом хаосе. Разобьем условно внедрение онлайн-оплаты на сайт на 2 направления:

  1. Организация платежа.
  2. Организация фискальной функции.

 

Организация платежа

Сначала разберемся с возможностями настройки процесса платежей. На данный момент существуют следующие способы реализации систем оплаты:

  • подключение интернет-магазина к платежному агрегатору,
  • подключение интернет-эквайринга напрямую от банка.

Агрегатор – это сервис, который объединяет в едином интерфейсе как можно больше способов оплаты, самостоятельно организующий взаимодействие с банками, операторами электронных платежей и связь с электронными платежными системами. Среди платежных агрегаторов наиболее известны: Яндекс.Касса, Robokassa, PayMaster.

Банк предоставляет, как правило, возможность принимать оплату с банковских карт различных систем (как правило, это Visa, MasterCard и МИР). Часто используются платежные системы от Сбербанка и Альфа-Банка.

У каждого способа свои плюсы и минусы. Чем хорош вариант с подключением к платежному агрегатору? Агрегатор, помимо банковских карт, позволит принимать оплату еще и с помощью систем электронных денег, например Яндекс.Деньги, Webmoney и более экзотические способы оплаты. Кроме того, если называть вещи своими именами, модули подключения у агрегаторов, как правило, более просты в использовании и адаптированы для большего числа современных CMS. Проще всего найти модули для Битрикс Управление Сайтами, OpenCart и NetCat.

На первый взгляд, платежные агрегаторы явно в выигрыше. Однако не торопитесь. Интернет-эквайринг от банка обойдется ощутимо дешевле. Комиссия у банков, в большинстве случаев, ниже. Например, комиссия агрегатора Яндекс.Кассы по оплате с карты составит 3,5% от суммы транзакции, а Сбербанк согласен на 2% от суммы оплаты.

Еще банки частенько предоставляют всякие льготы для организаций, пользующихся их онлайн-эквайрингом. Например, бесплатное обслуживание расчетного счета, предоставление ККМ, льготные тарифы на обслуживание зарплатных проектов и т.п. Это тоже может удешевить обслуживание интернет-платежей.

К сожалению, только крупные банки имеют готовые платежные решения для большого разнообразия CMS. Большинство же имеют 2-3 плагина для CMS и «универсальный» скрипт, который можно попробовать использовать. Часть банков ограничивают поддержку одной CMS (чаще всего, Битрикс), а пользователям других систем управления контентом предлагают воспользоваться API или скриптом интеграции, который может оказаться достаточно сложен во внедрении.

По нашему опыту, наличие готового модуля для CMS не гарантирует того, что он сразу заработает, что называется «из коробки». Однако, как правило, это все равно более простой и быстрый способ.

Еще следует убедиться в совместимости выбранного агрегатора, банка-эквайера и CMS с имеющимся кассовым аппаратом (ККМ). В этом плане в последнее время ситуация серьезно улучшилась. Современные онлайн-ККМ совместимы практически со всеми платежными агрегаторами.

Таким образом, агрегаторы удобнее в настройке, но дороже, чем услуги банка эквайера. Если оборот вашего онлайн-бизнеса велик, то, возможно, оплата услуг программиста или агентства обойдется дешевле, чем потеря 1,5-2% от стоимости товара.

Подведем итог. Что нужно учитывать для выбора системы оплаты для сайта:

  1. Необходимые способы оплаты (банковские карты, электронные деньги и т.п.).
  2. Сумма комиссий агрегатора или банка.
  3. Совместимость выбранного способа платежа с используемой CMS (наличие готового решения).
  4. Совместимость имеющегося Кассового аппарата с планируемым к использованию платежным решением.

 

Организация Фискальных функций

Если определились с CMS для сайта (если его не было) и через чей сервис будем получать деньги, то самое время вспомнить про налоги и требования федерального законодательства. Предпринимателю, для того чтобы не быть оштрафованным, необходимо выполнить несколько ключевых требований законодательства РФ (54-ФЗ):

  • Выдать чек (E-mail и/или SMS) покупателю.
  • Не позднее, чем через 30 суток часов зарегистрировать чек в Налоговой Инспекции.
  • Вести запись и хранение информации на фискальном накопителе (ФН) с помощью зарегистрированной в Налоговой Инспекции ККМ.

Таким образом, после прохождения оплаты необходимо получить информацию об этом и сгенерировать чек с помощью кассы, которая должна отправить чек:

  • В Налоговую инспекцию, что выполняется через оператора фискальных данных (далее – ОФД)
  • Покупателю, что делается с помощью сервисов онлайн-чеков.

Способов реализации здесь достаточно много. Наиболее распространены следующие:

1. Наличие онлайн-кассы, поддерживающей связь с платежным агрегатором и ОФД. Электронные чеки и отправка их покупателю генерируются сервисом печати электронных чеков. Некоторые ОФД предоставляют дополнительную услугу отправки электронных чеков покупателям, что позволяет отказаться от подключения дополнительного сервиса.

Кейс: типичным примером такой реализации оплаты онлайн может служить связка из сервисов Яндекс.Касса (платежный агрегатор), Платформа ОФД (ОФД), Бизнес.РУ Онлайн-Чеки (печать электронных чеков и связь ККМ с агрегатором) с онлайн-кассой Эвотор. В качестве CMS для магазина может использоваться OpenCart.

2. Наличие виртуальной онлайн-кассы (аренда сервиса с покупкой ФН), поддерживающей связь с платежным агрегатором и ОФД. Электронные чеки генерируются сервисом виртуальной кассы.

Кейс: в качестве примера можно привести следующий набор: Яндекс.Касса (платежный агрегатор), Атол.Онлайн (облачная касса с возможностью пересылки чеков покупателям), Платформа ОФД (ОФД). В качестве CMS вполне подойдет Битрикс Управление Сайтами.

3. Использование сервиса, объединяющего в себе платежный агрегатор и виртуальную онлайн-кассу, который передает чек в ОФД и покупателям.

Кейс: хорошим, неоднократно реализованным ранее, примером можно считать сочетание сервиса Robokassa (агрегатор, виртуальная касса, пересылка чеков покупателям) с Первый ОФД (ОФД). В качестве CMS может использоваться OpenCart.

Самый дешевый – способ номер 1. Способ номер 2 позволяет сократить первоначальные вложения на стоимость приобретаемого кассового аппарата, но годовая аренда виртуальной онлайн-кассы выйдет дороже, чем стоимость простого ККМ. Наиболее прост в настройке способ номер 3, хотя и является самым дорогим.

Что нужно учитывать при организации фискальных требований:

  1. Совместимость с выбранными сервисами приема платежей и имеющимися ККМ.
  2. Возможность, в ряде случаев, обойтись минимальным набором сервисов. Например, можно заключить договор с ОФД или платежным агрегатором, которые будут самостоятельно отсылать электронные чеки покупателям, без подключения дополнительных сервисов.

Внедрение онлайн-оплаты на сайте доступно всем

Что в сухом остатке? Подключение оплаты картами на сайт перестало быть чем-то малодоступным для большинства предпринимателей и превратилось в такой же инструмент, как кассовый аппарат или весы.

Если вы уже продвигаете свой бизнес в интернете, то откладывать внедрение онлайн-оплаты не стоит, так как без этого элемента ваше предложение сильно потеряет. Если вы только собираетесь создавать сайт, то закладывайте в него возможность онлайн-оплаты (выберите CMS, которая совместима с большинством платежных модулей) или даже реализуйте ее сразу.

Если вникать во все тонкости этого процесса вам некогда, то обратитесь к нам. Мы внедрим систему оплаты на Ваш сайт, подобрав индивидуальное решение.

В следующих статьях по организации онлайн-оплаты на сайтах мы рассмотрим вопросы подключения и настройки на конкретных примерах.

Скрыть
Перезвоним Вам в течении 30 минут!

...ну в рабочее время разумеется =)